СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ MAZDA
Понедельник-Пятница: 10.00 - 19.00
Телефон: +38(050) 3320222 (Ярослав)

Моторное масло 101 – Глава первая

5 марта 2011 г.
Полагаю, пришло время детально пройтись по автомобильным маслам для легковых автомобилей. Я напишу не одну статью, потому как это главная тема для всех владельцев автомобилей на этом форуме.

Крайне тяжело охватить эту тему, поскольку все, включая квалифицированных механиков, считают себя экспертами в этой сфере, но лишь немногие на самом деле разбираются в моторных маслах. Большинство из того, что мне доводится слышать, противоречит истине. В этих вопросах легко запутаться и получить неправильное представление.

Прошу заранее простить меня за то, что временами я буду очень многословным. Наверняка, меня будет даже много. Я буду повторяться и разжевывать материал там, где это требуется, чтобы читатель смог правильно все усвоить. Тем не менее, к сожалению, не все читатели смогут понять все то, что будет изложено. Мои мысли в т.ч. основаны на дискуссиях в некоторых специализированных чатах и беседах с механиками. Я постараюсь свести к минимуму употребление технических терминов, иногда просто буду не очень точен. Я округлю и усредню некоторые числа, чтобы не усложнять материал математически точными значениями. Густота и вязкость означают одно и то же. Вязкость – это мера сопротивления жидкости или газа течению. Жидкости с высокой вязкостью, как «сгущенка», например, текут медленнее, чем маловязкие жидкости, вроде воды. Опять таки, я пытаюсь объяснять основные принципы так, как их легче представить мне самому.

Основная путаница возникает вокруг системы обозначения моторных масел. Эта система устарела и смущает многих людей. Я знаю, как людей сбивают с толку рассказами о том, что 0W30 слишком жидкое масло для их двигателя, ведь старое руководство предписывает использовать 10W30. Это заведомая ересь.

Иной конфуз возникает из-за неправильного представления о значении разжижения горячего масла. Широко известно заблуждение, что разжижение масла при нагреве – это проблема. На самом же деле, напротив, проблема состоит в сгущении масла при остывании до температуры окружающей среды. Это - реальная проблема. Считается, что 90 процентов износа двигателя приходится на запуск. Если мы заинтересованы в большом моторесурсе двигателя, то нам стоит сконцентрировать внимание на уменьшении износа во время пуска.

Автопроизводители рекомендуют класс масла для своих моторов, исходя из целевой вязкости при рабочей температуре масла - в среднем 100оС. На гоночном треке же температура может достигать 150оС. Важно осознавать, что это две абсолютно разных рабочих среды и они требуют разных масел.

Сперва мы обсудим условия городской эксплуатации. Все, что будет сказано далее, будет относиться к этому режиму. Позже поговорим о гоночной эксплуатации. Постараюсь быть максимально точным, но не буду разжевывать каждое число и обойдусь без сносок и примечаний. Я стараюсь оперировать общими понятиями и не быть слишком конкретным.

Что в наше время утратило свою былую роль, так это температура окружающей среды. Раньше руководства по эксплуатации часто рекомендовали использовать разные масла в летнюю и зимнюю пору года. Это по-прежнему важно для двигателей с воздушным охлаждением, но не стоит такого внимания для двигателей, охлаждаемых жидкостью под давлением, ведь они поддерживают рабочую температуру двигателя в районе 100оС независимо от температуры окружающей среды. Поэтому дозволительно даже использовать одноклассовые масла (например, 30 – одноклассовое масло, 10W30 – многоклассовое масло) круглый год. В то же время, в гоночных условиях ситуация другая: температура ОЖ немного выше, а температура масла намного выше.

Прошу вас забыть о числах на масляных канистрах. Лучше бы они были маркированы, например, как AWM, NWN, CWP вместо 0W30, 5W40 или 15W50. Люди, сталкиваясь с этой системой численных обозначений на канистрах, думают, что эти числа прямо соответствуют вязкости масла. Да вот только с изменением температуры масла меняется и его вязкость. Масло класса 30 имеет вязкость 3 при температуре 150оС, густеет до вязкости 10 при температуре 100оС, до 100 при 40оС, а при 0оС оно уже настолько густое, что его вязкость нельзя достоверно измерить стандартным для рабочих температур методом определения кинематической вязкости.

Масла делятся по классам (не по массе), например, на 20, 30, 40. Эти числа отображают допустимый диапазон вязкостей при рабочей температуре. Но они не отображают реальную вязкость в общепринятых единицах, как мы увидим далее. Проблема в том, что вязкость зависит от температуры. Например, давайте посмотрим, как изменяется вязкость масла класса 30 с изменением температуры:

Масло класса вязкости 30:

Температура, оСВязкость, cS
150 3
100 10
40 100
0 250 (очень примерно)

Автопроизводители стремятся к тому, чтобы моторы работали при температуре масла и воды 100оС при вязкости масла 10. Речь идет именно о вязкости 10, а не массе или классе масла, указанными на канистре. Давайте пока избегать надписи на этикетках, поскольку они только путают. Мы ведь говорим о густоте масла, а не о ярлыках на канистрах. О последних мы еще поговорим позже, а пока забудьте о числах на канистрах. Сейчас же мы говорим только о густоте масла, требуемой двигателю при нормальной рабочей температуре.

Двигатель спроектирован для работы при температуре 100оС независимо от того, едет машина по горным серпантинам летнего Крыма или по побережью Белого моря под февральским Мурманском. Вы можете сесть в машину в Ялте в сентябре и ехать зиг-загом, добравшись до Кольского полуострова в ноябре. При этом лучшим подарком для двигателя будет, если вы ни разу его не заглушите за это время, а просто будете ехать дни и ночи напролет. Тогда вязкость масла будет постоянной – все время 10. Это был бы идеальный мир для мотора, если бы густота масла была всегда 10, независимо от температуры.

Если бы вязкость масла была равна 10, когда вы садитесь в машину утром, и оставалась бы равной 10, когда вы едете, то лучшего мотору было бы и не пожелать. Вам бы не пришлось прогревать двигатель. Вы могли бы просто сесть за руль и надавить на газ. В таких условиях двигатель бы практически не изнашивался. К сожалению, мир не идеален. Поэтому не удивительно, что моторесурс двигателей автомобилей, эксплуатируемых в режиме трассы и в роли такси, заметно превышает таковой у двигателей, проезжающих небольшое расстояние в городе от дома до работы  утром и обратно вечером, при столь небольшом пробеге получив два стресса прогрева в сутки на 20-50 км пробега.

Прошлым вечером, пока вы ехали домой с работы, двигатель был разогрет до правильной рабочей температуры и масло приобрело правильную вязкость 10. За ночь двигатель остыл до температуры окружающей среды и масло загустело. Сегодня утром 24оС (я живу во Флориде). Вязкость масла при этой температуре равна примерно 150. Оно слишком густое, чтобы смазывать двигатель, спроектированный для работы с маслом вязкостью 10.

Комментарии
Оставьте ваш комментарий
Заголовок комментария:
Комментарий:  
Создан: 06.03.2011 17:49
Масло
Саша спасибо за статью, все предельно понятно с температурой и вязкостью. Но хтелось бы услышать конкретно как правильно различать и ориентироваться какой вязкости масла нужно заливать в двигатель, допустим в городских условиях. Например двигатель 2.3 турбо на МПС и СХ-7? Еще есть такое мнение что для данного двигателя, точнее для продления жизни турбокомпрессора рекомендуют заливать 5W40 а не 5W30 как по мануалу.....
Создан: 06.03.2011 18:19
Масло
Как я понял и з всего прочитанного, чем больше нагрузка на двигатель тем больше его температурный режим ( трек, тапок в пол и .т.д) то есть масло нужно гуще.... И наоборот в норм режиме, ниже темп. режим, масло нужно низкой вязкости. Поправте если ошибаюсь....
Не зарегистрирован
Avatar
Создан: 28.03.2012 23:54
масло
0w60  для мотора с небольшим пробегом, или 5w50 после 100 тысяч(последнее проверено на собственном опыте)